Готовимся к ОГЭ. Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с объяснением смысла цитаты из текста

Северное сияние
М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Материалы к уроку.
30/09/2020
Владимир Семёнович Высоцкий
Владимир Высоцкий. Прерванный полёт. (Задание к уроку)
08/10/2020
Show all

Готовимся к ОГЭ. Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с объяснением смысла цитаты из текста

ОГЭ. ГИА-9.

ОГЭ. ГИА-9.

ОГЭ по русскому языку.
Сочинение. Задание 9.2.

Структура сочинения

Композиционные части сочинения-рассуждения Цель
1. Вступление. Тезис. Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментария к нему. Тезисно объяснить смысл цитаты, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать. Желательно цитату переписать целиком.
2.

 

Основная часть. Аргументация тезиса. (+ Роль примеров в тексте) Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
3. Заключение. Вывод. Заключение и вступление не должны превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Алгоритм написания сочинения 9.2.

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.

2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

Определите:

а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);

г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).

4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

Клише для сочинения 9.2.

Вступление (формулирование тезиса)

Действительно…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…

Этим отрывком автор хочет нам показать…

Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идёт о том, что…

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так:…

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает…

По моему мнению, в этом отрывке показано…

Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:…

Я считаю, что…

Текст (автора) заставил меня задуматься….

Основная (аргументация)

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Докажу своё суждение примерами из текста (автора).

Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автора).

Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автора).

Примером может стать аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) …

Предложение №… подтверждает мысль о том, что…

Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….)

Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение (вывод)

Таким образом, мы пришли к выводу…

Итак,

В заключение,

Как видим…

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Делая выводы,…

Исходя из сказанного…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Текст (автора) помог понять…

Loader Loading...
EAD Logo Taking too long?
Reload Reload document
| Open Open in new tab

Скачать [1.03 MB]

0 0 vote
Article Rating
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments