Первая Болдинская осень (31 августа — 5 декабря 1830 года) — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения.
«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
…быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина.
Анна Ахматова
Общая и ключевая коллизия «маленьких трагедий» — отношения человека (героя) с образом Божьим в нём…Человек на каждом шагу извращает Замысел о себе, подчиняя божественный идеал земному интересу; это заявлено в парадоксальном названии первой трагедии «Скупой рыцарь», и подытожено в последней: «мой павший дух». <…>«Думал» ли об этом Пушкин? Не знаю; думал не думал, а сделал.
В. С. Непомнящий. Пушкин. Русская картина мира. 2019. С. 397.
Художественный трёхсерийный фильм по одноименному поэтико-драматическому циклу А. С. Пушкина. Исследование души, охваченной страстью, — вот что объединяет «Mаленькие трагедии» А. С. Пушкина и делает интересной каждую новую встречу с ними. В первую серию включены «Сцена из Фауста», «Египетские ночи» и «Моцарт и Сальери». Во второй серии — «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Египетские ночи». В третьей серии — «Каменный гость», «Египетские ночи», «Пир во время чумы».
Прекрасная режиссура, безупречные подбор и игра актеров.
Режиссер: Михаил Швейцер.
Автор сценария: Михаил Швейцер.
Радио «Свобода». Передача из цикла «Писатели и музыка».
Владимир Абаринов: Александр Алексеевич, Бомарше очень высоко отзывается о личных качествах Сальери. Тем не менее Пушкин сделал из него мрачного, угрюмого мизантропа.
Александр Долинин: Вот именно, я как раз хотел об этом сказать. Пушкин совершенно не знал, что истинный, реальный Сальери был чрезвычайно милым человеком, о чем говорят все его современники. Он был великодушным, добрым, отзывчивым, совсем не злым, видимо, прекрасным собеседником и собутыльником. Он жил в доме у Бомарше, они прекрасно проводили время вместе, и об этом Бомарше пишет с большой теплотой.
Владимир Абаринов: Есть теория, что бунт Сальери – это бунт как бы французского просветителя, убежденного в разумности мироустройства, против игры случая, нечаянности таланта. Пушкин был знаком с философией Просвещения. Он писал о Гельвеции, что это «пошлая и бесплодная метафизика» и что если бы у истории были только законы и не было места случайности, историк был бы астрономом, и предсказания исторических событий публиковались бы в календарях так же, как там публикуются предсказания затмений. Тут как раз очень кстати Сальери с его алгеброй. Что вы об этом думаете, Александр Алексеевич?
Александр Долинин: Ну да, есть такая культурологическая концепция, что здесь сталкиваются не две личности, не завистник и простодушный гений, а сталкиваются, если угодно, две культуры или две философии. Одна – философия разума, основанная на рациональном представлении о сущем и должном, это Сальери. И другая – это стихийный гений, который вырывается из системы, взрывает систему изнутри, непредсказуемый, не подчиняющийся общим законам рациональным – это вот столкновение Сальери и Моцарта…
Владимир Абаринов: Пушкин себя, конечно, ассоциировал с Моцартом.
Александр Долинин: Тоже вопрос спорный. Мандельштам что-то говорил о правде Сальери и что Пушкин — и Сальери тоже. Ахматова говорила, что Пушкин – и Сальери, и Моцарт…
Владимир Абаринов: Не совсем так. Ахматова считала, что великий труженик Пушкин – это именно Сальери, а Мандельштам на это сказал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери».
…и не был убийцею создатель Ватикана?
«Реквием» (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Воспроизведение начинается с фрагмента «Lacrimosa».
We can forgive a man for making a useful thing as long as he does not admire it. The only excuse for making a useless thing is that one admires it intensely.
All art is quite useless. |
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно. |
Oscar Wilde. The Picture of Dorian Gray |
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея |
Genius is one percent inspiration, ninety-nine percent perspiration.
(Accordingly, a ‘genius’ is often merely a talented person who has done all of his or her homework.) |
Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения. |
Tomas Edison | Эти слова, будто бы сказанные Эдисоном в 1903 г., привёл М. Розанов (M. A. Rosanoff) в журнале «Harper’s Monthly Magazine» |