Темы сочинений по роману «Евгений Онегин»
29.01.2021
Чехов. Хирургия. Иллюстрация.
«Хирургия» А. П. Чехова. Читает Марат Реви
05.02.2021
Show all

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери. Материал к уроку.

Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери

Болдинская осень 1830 года

Первая Болдинская осень (31 августа — 5 декабря 1830 года) — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения.

«Маленькие трагедии»

«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

 

…быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина.

Анна Ахматова

Общая и ключевая коллизия «маленьких трагедий» — отношения человека (героя) с образом Божьим в нём…Человек на каждом шагу извращает Замысел о себе, подчиняя божественный идеал земному интересу; это заявлено в парадоксальном названии первой трагедии «Скупой рыцарь», и подытожено в последней: «мой павший дух». <…>

«Думал» ли об этом Пушкин? Не знаю; думал не думал, а сделал.

В. С. Непомнящий. Пушкин. Русская картина мира. 2019. С. 397.

Экранизация «Маленьких трагедий».

Художественный трёхсерийный фильм по одноименному поэтико-драматическому циклу А. С. Пушкина. Исследование души, охваченной страстью, — вот что объединяет «Mаленькие трагедии» А. С. Пушкина и делает интересной каждую новую встречу с ними. В первую серию включены «Сцена из Фауста», «Египетские ночи» и «Моцарт и Сальери». Во второй серии — «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Египетские ночи». В третьей серии — «Каменный гость», «Египетские ночи», «Пир во время чумы».

Прекрасная режиссура, безупречные подбор и игра актеров.

  • Валерий Золотухин — Моцарт
  • Иннокентий Смоктуновский — Сальери 

Режиссер: Михаил Швейцер.
Автор сценария: Михаил Швейцер.

Пушкин, Моцарт, Сальери

Радио «Свобода». Передача из цикла «Писатели и музыка».

Владимир АбариновАлександр Алексеевич, Бомарше очень высоко отзывается о личных качествах Сальери. Тем не менее Пушкин сделал из него мрачного, угрюмого мизантропа.

Александр Долинин: Вот именно, я как раз хотел об этом сказать. Пушкин совершенно не знал, что истинный, реальный Сальери был чрезвычайно милым человеком, о чем говорят все его современники. Он был великодушным, добрым, отзывчивым, совсем не злым, видимо, прекрасным собеседником и собутыльником. Он жил в доме у Бомарше, они прекрасно проводили время вместе, и об этом Бомарше пишет с большой теплотой.

Владимир АбариновЕсть теория, что бунт Сальери – это бунт как бы французского просветителя, убежденного в разумности мироустройства, против игры случая, нечаянности таланта. Пушкин был знаком с философией Просвещения. Он писал о Гельвеции, что это «пошлая и бесплодная метафизика» и что если бы у истории были только законы и не было места случайности, историк был бы астрономом, и предсказания исторических событий публиковались бы в календарях так же, как там публикуются предсказания затмений. Тут как раз очень кстати Сальери с его алгеброй. Что вы об этом думаете, Александр Алексеевич?

Александр Долинин: Ну да, есть такая культурологическая концепция, что здесь сталкиваются не две личности, не завистник и простодушный гений, а сталкиваются, если угодно, две культуры или две философии. Одна – философия разума, основанная на рациональном представлении о сущем и должном, это Сальери. И другая – это стихийный гений, который вырывается из системы, взрывает систему изнутри, непредсказуемый, не подчиняющийся общим законам рациональным – это вот столкновение Сальери и Моцарта…

Владимир АбариновПушкин себя, конечно, ассоциировал с Моцартом.

Александр Долинин: Тоже вопрос спорный. Мандельштам что-то говорил о правде Сальери и что Пушкин — и Сальери тоже. Ахматова говорила, что Пушкин – и Сальери, и Моцарт…

Владимир АбариновНе совсем так. Ахматова считала, что великий труженик Пушкин – это именно Сальери, а Мандельштам на это сказал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери».

Скульптура

Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело Буонарроти

…и не был убийцею создатель Ватикана?
Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело Буонарроти

Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело Буонарроти

Музыка

Mozart — Requiem

«Реквием» (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Воспроизведение начинается с фрагмента «Lacrimosa».

Mozart — Voi che sapete (с англ. субтитрами)

Цитаты

 

We can forgive a man for making a useful thing as long as he does not admire it. The only excuse for making a useless thing is that one admires it intensely.

All art is quite useless.

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Oscar Wilde. The Picture of Dorian Gray

Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

Genius is one percent inspiration, ninety-nine percent perspiration.

(Accordingly, a ‘genius’ is often merely a talented person who has done all of his or her homework.)

Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения.
Tomas Edison Эти слова, будто бы сказанные Эдисоном в 1903 г., привёл М. Розанов (M. A. Rosanoff) в журнале «Harper’s Monthly Magazine»
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x