Вальтер Шубарт. "Европа и душа Востока" (1938). Источник: www.slavmir.tv.
Вальтер Шубарт: «…Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души».
04.09.2022
Слово о полку Игореве (древнерусский текст)
06.09.2022
Show all

Д. С. Лихачёв о древнерусской литературе («Великий путь»)

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Д.С. Лихачев. «Великий путь:
становление русской литературы XI — XVII веков»

(М.: Современник, 1987. — 301 с. Библиотека «Любителям российской словесности».)

Ссылка на книгу «Великий путь».

Предисловие

Человек живет не только в определенной биосфере (термин академика В. И. Вернадского), но и в сфере, создаваемой им самим в результате его культурной и «некультурной» (более редкой) деятельности. Человек осваивает природу (иногда нарушая существующие в ней равновесия), изменяет почву, растительность, создает и свою собственную культуру, менее зависящую от природы, но чрезвычайно для него важную: поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку, обычаи. Традиции формируют его поведение, он наследует бытовые знания и бытовые материальные ценности. С момента появления своего на свет каждый человек оказывается в сфере, созданной тысячами поколений людей. Эту сферу я предложил в свое время назвать по образцу терминов, предложенных В. И. Вернадским, гомосферой («человекоокружением»). В этой гомосфере огромную роль играет литература, через которую человеку передаются нравственные и эстетические представления. Эта передача совершается непосредственно, когда человек читает, слушает или воспроизводит тексты вслух – одновременно «читая» и слушая их. Но передача совершается и опосредованно, когда человек воспринимает ценности литературы через других, через сформированные под влиянием литературы в обществе нравственные понятия, нормы поведения и эстетические представления.

Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке. Литература обогащает гомосферу в высокой сфере.

У каждого народа, помимо общей гомосферы, гомосферы человечества, существует и своя, присущая ему гомосфера, своя ее разновидность, свои источники обогащения гомосферы, национальная специфика. Поэтому можно говорить не только о гомосфере, но и об этногомосфере.

Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы воспринять художественное произведение точно и безошибочно, надо знать, кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как литература создавалась, формировалась, как участвовала в жизни народа.

Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо.

Русская литература — чрезвычайно важная часть отечественной истории. И не только потому, что литература наша испытывала на себе постоянное воз­действие русской исторической действительности, но и потому, конечно, что она сама, в свою очередь, воздействовала на историческую действительность, форми­ровала национальное самосознание народа, в пору упадка государственной власти, в века феодальной раздробленности или чужеземного ига брала на себя задачи государства, помогала русскому народу сознавать свое единство и сохраняла историческую память и историческое и национальное самосозна­ние. Изобличая неправды князей и боярства, литература поддерживала нравственное здоровье нации, способствовала «самоочищению» страны от зла.

Русская литература всегда «была кафедрой, с которой раздавалось учи­тельное слово».

Периодизация древнерусской литературы

(по Д.С. Лихачёву)

(+ см. теория крестообразности времени Гелиана Михайловича Прохорова )

  1. Домонгольский период (988-1237): Киевский (X-нач XII),   удельный период ( 1130-ые – 1230-ые).

2. Послемонгольский период(к. XIV-XV).

3. Московский период (к. XV-XVI).

Храм Вознесения Господня в Коломенском

4. XVII в.

Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — …., и эта тема — …. .

Д. С. Лихачёв

Restricted Content
To view this protected content, enter the password below:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юферева Наталья Эдуардовна

Как было бы замечательно, если бы в школе рассказывали интересно и увлекательно о Древней Руси, о древнерусской литературе! Кажется, у Яны Александровны это получается!

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x