(Источник: Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / М. Б. Багге, М. Г. Белова, И. А. Шерстобитова. — М.; СПб., 2012.)
Смешным же с точки зрения эстетики являются различные жизненные несоответствия, отклонения от нормы, недостатки относительно того прекрасного идеала, который несет в своей душе и который утверждает художник.
Искусство противопоставляет прекрасное и безобразное. Свойство комического — утверждать прекрасное; поскольку смешное есть часть безобразного, комедия, вызывая смех над безобразным, тем самым утверждает прекрасное. <…>
Комическое, в отличие от смешного, выражает… «глубинную доброжелательность», стремление освободиться от того, что вызывает смех (философия XVIII-XIX веков).
Юмор очень часто обращается к тому трогательному, сердечному, наивному, что есть в человеке. Юмор связан с парадоксальной ситуацией, неожиданным разрешением конфликта.
В юмористическом изображении всегда просматривается нечто важное и глубокое. Юмористическое изображение не отрицает изображаемого явления, а лишь признает его несовершенство.
В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью…. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. Ех. Салтыков-Щедрин.
Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни, оставшейся от старого. Я помогаю выметать эту дрянь. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них
В.В. Маяковский
собственно сатира;
сатирический роман;
басня;
эпиграмма;
памфлет;
пасквиль.
Подробнее: https://litfest.ru/teoria/satira.html
Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.
Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.
Источник: https://litfest.ru/teoria/satira.html
Примеры: «пленять своим искусством свет», «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона» (И. А. Крылов).
Аристотель: ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».
Такое явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде имеет цель путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление.
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков
А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой — в её словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. …Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой
Ильф, Петров. Двенадцать стульев.
Доля смешного в сарказме может быть ничтожной.
Пример:
Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»
Сарказм называют высшей степенью иронии. И сарказм, и ирония относятся к литературным тропам — средствам художественной выразительности языка. Но все же между этими приемами есть заметная разница:
Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.
Гротеск отличается тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл.
Пример: «Нос» Н. В. Гоголя, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла.
Алиса в стране чудес. Автор: Семушин Александр