Изучайте значения слов Этимология
Этимологические открытия
04.09.2018
Всероссийский конкурс сочинений
Всероссийский конкурс сочинений 2018 (Санкт-Петербург)
13.09.2018
Show all

Предание — поэтическая автобиография народа. 7 класс.

Предание — поэтическая автобиография народа.

Предание — поэтическая автобиография народа.

Основные виды преданий (фольклор, 7 класс)

Основные виды преданий (фольклор, 7 класс)

Карты к уроку.

Карта №1.

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки

Карта №2.

Путь апостола Андрея

Путь апостола Андрея

Домашнее задание

I.Найти предание (именно предание!)

  1. Указать его заглавие.
  2. Кратко пересказать, ИЛИ скопировать текст, ИЛИ дать ссылку на текст (если предание объёмное).
  3. Доказать, что текст является преданием и относится к историческому или топонимическому (или иному) виду.

Работу сдаём в виде комментария к этой записи* либо на отдельном листочке. Лучше напечатать.

Основные виды преданий — см. картинку выше. Другие виды преданий см. на презентации.

II. Былина

Теория: прочитать c. 10-15.

Текст: «Вольга и Микула Селянинович» (с. 15-21) – выразительное чтение.

Упреждающее задание: прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


*Отображение комментариев временно отключаю.

Первым ДЗ выполнил Максим Чебыкин — 5.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений Хромов

А Днепръ втечеть в Понтеское [Понетьское] море треми жерелы [жереломъ], иже море словеть Руское, по нему же оучилъ святыи апостолъ Андреи, брать Петровъ, якоже ркоша: Андрею оучаще в Синопе и пришедшю ему в Корсунь; оуведе, яко ис Корсуня близъ оустье Дьнепръское, и въсхоте пойти в Римъ; и приде въ оустье Днепръское и оттоле поиде по Днепру горе; и по приключаю приде и ста подъ горами на березе; и заоутра въставъ, рече к сущимъ с нимъ оученикомъ: видите горы сия, яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия; имать городъ великъ быти, и церкви мьногы имать Богъ въздвигнути; и въшедъ на горя сия, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слезе съ горы сея, идеже послеже бысть Киевъ, и поиде по Днепру горе; и приде въ словены, идеже ныне Новъгородъ; и виде люди ту сущая, какъ ихъ обычаи и како ся мыють и хвощются, и оудивися имъ; и иде въ варяга; и приде в Римъ, исповеда, елико наоучи и елико виде; и рече имъ: дивно видехъ землю словеньску, идущю ми семо; видехъ бане древяны, и пережьгуть я вельми [рамяно], и сволокутся, и будуть нази, и обольются мытелью [квасомъ оусниянымь], и возмуть [на ся] веникы [прутье младое], и начнуть хвостатись,… Подробнее »

Чебыкин Максим

                    Петр и плотник   

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.
Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.

Данный рассказ является преданием, потому что он содержит сведения об историческом лице (о Петре I), и о событии, как Петра учил обычный плотник.
Это придание относится к историческому виду, потому что герой в этом рассказе – историческая личность.

Матвей Потапов 7б

Основание Петрозаводска

Во всей Карелии шатался прежде разный народ, а более всего сюда забредали беглые рекруты, которых Петр Великий приказал ловить и отдавать в Преображенские полки; их ловили воеводы, а иногда для этой цели из Петербурга присылали военные команды с офицером. 

Однажды пришел с такой командою какой-то капитан; после долгого пути он сделал роздых солдатам на реке Лососинке, где в шалашах жили рыбаки, приезжавшие сюда на рыбную ловлю. Отогреваясь в одном из шалашей от холода, капитан разговорился с рыбаками, и те сообщили ему, что вокруг того места такое изобилие медной и железной руды, что ее вовек не разработать. 

Узнав об этом, капитан на другой же день повернул свою команду и, явившись в Петербург, лично рассказал царю всё по порядку. Царь щедро наградил капитана и отправился на реку Лососинку; там он заложил железоделательный завод. Народ стал называть это место Петровым заведением, но оно […] было не там, где находится ныне Петрозаводск, а несколько ниже нынешнего города, по течению реки Лососинки.

Это предание об исторической личности , о Петре 1. Так же это предание несет в себе историческое событие . Предание это относится к историческому виду.

Петр

Сороки-Ведьмы Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах. Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие: – Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться… Подробнее »

Ломова Ксения

Предание о Рюрике. В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке от дыма. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные урмане (норвежцы) и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два… Подробнее »

Вольнов Алексей 7Б

Конь-камень.
https://www.miloliza.com/predaniya-russkogo-naroda/171-russia-predanie/7524-kon-kamen
Это топонимическое предание, потому что действие происходит в реальном месте.

Ауди Ламар

Предание Сороки-ведьмы
Чтобы извести ведьм на Руси,царь Иван Грозный велел всех их свезти в Москву и на площади сжечь.А они обернулись сороками-и из огня разлетелись.Царь Иван проклял их,чтоб на веки они остались птицами.Напуганные гневом царя и его проклятьем сороки в Москву не залетают.
Народ выражает своё отношение к царю,одобряют его поступок,верят в силу царского слова.Предание это сочетание реальности и народной выдумки.На самом деле шла борьба с ересями и колдовством.Предание учит хранить православную веру и помнить,что наказание не отвратимо.Текст относится к историческому виду.

Арсений

Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи — один из самых загадочных гениев эпохи Возрождения. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его рисунки с одинаковым совершенством изображают как красоту человека и мира, так и уродливые, жестокие сцены бытия. Ему принадлежит множество самых разнообразных изобретений, далеко опередивших его время и сохраняющих свое значение и в наши дни. Загадочна личная жизнь этого человека, зашифровавшего свои чувства так же, как он шифровал свои труды, записывая их «зеркальным письмом». У него были преданные ученики, непримиримые соперники, среди которых Рафаэль и Микеланджело. Он разговаривал с простолюдинами и с всесильными государями. Все они прошли перед внимательным и холодным взглядом Леонардо. Его время осталось в его трудах, сам же он по-прежнему будоражит наше воображение не только тем, что оставил, но и тем, что унес с собой.
(Предание историческое так как рассказывается об исторической личности.)

Лиза Куликова

Предание
Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому, подвергается метафорическим изменениям

Царь Петр и Суворов

Вот сошлись две рати, окопами окопались, стоят. Только Петр-царь и говорит дедушке Суворову: «Пойду, дедушка Суворов, я на литовский окоп!» — «Не пущу», — говорит дедушка Суворов. «Пусти», — опять говорит царь Петр. «Не пущу», — опять-таки ему дедушка Суворов. «Тебе говорят — пусти!» — «Не пущу!» — «Посмотри, — говорит царь, — посмотри на небо». — «Ничего на небе нет!» — «Стань же ты мне, дедушка Суворов, на правую ножку!» Стал дедушка на правую царю ножку.

«Глянь, — говорит царь, — глянь на небо!» Глянул тот на небо и видит: сила небесная над царем, сила несметная! Ангелы небесные… крылья у них, аки колесница! И никто их не видал, только про них в апокалипсисе сказано; только один царь Петр их и зрел: планиду знал. Как увидел дедушка Суворов ту силу небесную: «Ну, — говорит, — теперь пущу: иди!»

Ну и одолел царь Петр Литву тоже.
Исторический вид предания

Зуева Виктория

Предание об основании петербурга https://anashina.com/predanie-ob-osnovanii-sankt-peterburga/

Реалистичность.
Признаки давнего времени.

Алышев Артём

Предание о смерти Олега от коня (фрагмент) :

И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
— От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
— Княже! Коня любишь и ездишь на нём, — от него тебе и умереть…

Доказательство предания и исторического вида — есть историческое лицо князь Олег который является историческим лицом Руси

Даша 7а

https://www.miloliza.com/predaniya-russkogo-naroda/171-russia-predanie/7523-svyashchennye-kamni
Своими словами:это предание «Священные камни» а предание это потому что там есть камень вросший в дерево настолько сильно что его почти не видно. Этот камень был брошен озлобленным дьяволов(эту уже волшебно) в убегающую Пятницу от его соблазнов к дереву. Рядом там есть другой камень который привлекает внимание всех богомольцев. Этот камень по преданию послужил Пятнице опорой чтобы взобраться на дерево и она на нём оставила след стопы своей и на её месте стопы там есть чудо вола которая лечит людей даже от неотличимых болезней правда же необычно?

Арина

Предание о вещем Олеге.

Олег Вещий — древнерусский легендарный князь, воевода. Он покорил многие древнерусские города и княжил в Киеве. Об этом нам известно из «Повести временных лет». Об Олеге собрано ряд интересных историй. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит убрать коня от него, но расставание с конем для него болезненно. Через несколько лет Олег узнает о смерти коня, и хочет видеть кости любимого животного. Он наступает на череп, от туда выползает змея и жалит Олега. Князь умирает, предсказание сбылось.

Арина Шагардина

Предание про Петра первого.
Предание гласит,

что перед битвой около Полтавы, царь и государь российский Пётр 1 имел своё командование около небольшой речки. Он всял подзорную трубу и решил посмотреть, как построены войска. В этот момент стекло из трубы упало в речку, и бесполезно была найти его. Тогда Пётр 1 воскликнул, , не река, а ВОРСКЛА!!!! то есть вор стекла… .

Арсений

Предание о Петре и Суворове.

Вот сошлись две рати, окопами окопались, стоят. Только Петр-царь и говорит дедушке Суворову: «Пойду, дедушка Суворов, я на литовский окоп!» — «Не пущу», — говорит дедушка Суворов. «Пусти», — опять говорит царь Петр. «Не пущу», — опять-таки ему дедушка Суворов. «Тебе говорят — пусти!» — «Не пущу!» — «Посмотри, — говорит царь, — посмотри на небо». — «Ничего на небе нет!» — «Стань же ты мне, дедушка Суворов, на правую ножку!» Стал дедушка на правую царю ножку. 
«Глянь, — говорит царь, — глянь на небо!» Глянул тот на небо и видит: сила небесная над царем, сила несметная! Ангелы небесные… крылья у них, аки колесница! И никто их не видал, только про них в апокалипсисе сказано; только один царь Петр их и зрел: планиду знал. Как увидел дедушка Суворов ту силу небесную: «Ну, — говорит, — теперь пущу: иди!» 

(Предание историческое так как рассказывается об исторической личности.)

27
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x