Арка Главного штаба. СПб. Классицизм.
Здания — петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре
13.11.2018
И. Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Кто же такие запорожские казаки? И почему они воевали с поляками?
16.11.2018
Show all
Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи

Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи

Видеоурок о биографии и творчестве Н. В. Гоголя

Замечательные иллюстрации к повести можно посмотреть здесь.

Два издания «Тараса Бульбы»

«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе «Сочинений» Гоголя повесть «Тараса Бульба» вышла в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842 года.

В версию для издания «Сочинений» (1842 г.) был внесён ряд существенных изменений и значительных дополнений по сравнению с оригиналом 1835 года. Они были связаны, во-первых, с русификацией текста, включавшей в себя замену слова «Украйна» на «южная Россия» или «Малороссия», а также последовательное удаление из текста украинизмов (ср. первое предложение повести в редакциях 1835 и 1842 гг.: ”— А поворотись, сынку! цур тебе, какой ты смешной!» и ”— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»)[3][4], а во-вторых, с изменением мотивов, характеров и реплик персонажей, наполнившихся в новой редакции пафосом идей теории официальной народности, сформулированных в 1833 году С. Уваровым и сильно повлиявших на историософские взгляды Гоголя (идеи Уварова получили наибольшую известность в виде триады «православие, самодержавие, народность» и стали основой государственной идеологии Российской Империи в период правления Николая I)[5]. Так, польская славистка, исследовательница русской литературы Эдита Бояновска в книге «Николай Гоголь: между украинским и русским национализмом» пишет: «…в редакции 1842 года достигается утверждение «великой русской нации» без единого этнического русского в качестве персонажа… Это единственное прозаическое произведение Гоголя, в котором он делает идеологию русского национализма неотъемлемой частью художественного повествования»[6][7].

(Википедия)


Аудокнига: самое начало повести. Встреча Тарас с сыновьями.

Мифологическое начало в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Критик Михаил Эдельштейн дифференцирует личные симпатии автора и законы героического эпоса: «Героический эпос требует чёрно-белой палитры — акцентирования сверхчеловеческих достоинств одной стороны и полного ничтожества другой. Поэтому и поляки, и евреи — да, собственно, все, кроме запорожцев, — в гоголевской повести не люди, а скорее, некие человекоподобные манекены, существующие для демонстрации героизма главного героя и его воинов (как татары в былинах про Илью Муромца или мавры в „Песни о Роланде“). Эпическое и этическое начала не то чтобы вступают в противоречие — просто первое начисто исключает саму возможность проявления второго»[28].(Википедия.)

При подготовке презентации использованы следующие исследования

  1. Ю. Манн. Поэтика Гоголя
  2. КАПЛАН Виталий, ВОРОПАЕВ Владимир. Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе (Ссылка)

Домашнее задание

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Нужно составить и заполнить таблицу. Допустимо использовать как цитаты, так и собственные формулировки.

  1. Отношения с товарищами.
  2. Отношение к учебе.
  3. Отношение к матери и думы о ней.
  4. Поведение в бою Остапа и Андрия. Мнение Тараса о сыне.
  5. С каким животным сравнивает автор.
  6. Как погибают.
  7. Принятие смерти Остапом, Андрием.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x