Вальтер Шубарт: «…Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души».

"Одиссея капитана Блада". Иллюстрация В. Высоцкого.
Рафаэль Сабатини. Одиссея капитана Блада.
27.05.2022
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Д. С. Лихачёв о древнерусской литературе («Великий путь»)
04.09.2022
Show all

Вальтер Шубарт: «…Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души».

Вальтер Шубарт. "Европа и душа Востока" (1938). Источник: www.slavmir.tv.

Вальтер Шубарт. "Европа и душа Востока" (1938). Источник: www.slavmir.tv.

Вальтер Шубарт (1897 Германия — 1942, Казахстан) — немецкий философ, доктор юридических наук, доктор философии, автор нескольких книг, самая известная из которых — «Европа и душа Востока» (1938). Был женат на русской эмигрантке.

Работа Шубарта быстро привлекла внимание спецслужб Третьего рейха и СССР. Первые из-за русофильства в 1933 году вынудили его выехать из Германии в Латвию . Вторые сначала предложили сотрудничество, но получив отказ, арестовали. В 1941 году, за два дня до сдачи Риги немцам, Шубарт с женой был арестован и, по слухам, отправлен в Сибирь. В. Шубарт умер в Казахстане в лагере для военнопленных 15 сентября 1942 г. в возрасте 45 лет.

Вальтер Шубарт. "Европа и душа Востока" (1938). Источник: www.slavmir.tv.

Вальтер Шубарт. «Европа и душа Востока» (1938). Источник: www.slavmir.tv.

Англичанин хочет видеть мир как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как … . Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – …. .

Англичанин хочет наживаться от ближнего, француз – импонировать ближнему, немец – командовать ближним, а русский…

Вальтер Шубарт. Европа и душа Востока (1938).

 

Restricted Content
To view this protected content, enter the password below:

 

Запад движим неверием, страхом и себялюбием; русская душа движима верою, покоем и братством. Именно поэтому будущее принадлежит России…

У европейца — человек человеку волк, всяк за себя, всяк сам себе бог; поэтому все против всех и все против Бога; и героичность его есть очень часто эксцесс себялюбия и гордости — личной или национальной. Это корыстный и хищный героизм. Европеец доволен, когда ему завидуют, и терпеть не может, чтобы его жалели, — это унижение. Поэтому он скрытен, притворяется, чопорен, чванлив и театрально надут — и когда русский это видит, то у него щемит на сердце.

Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло. Он сорадуется и сострадает. Он всегда склонен к расположению и доверию. Быстро сближается. Он естествен, и в этом его шарм. Он прост, интимен, склонен к откровенности, стремится быть полезным.

Новый человек Европы не заметил, как он прошел через иудаизацию христианства и утратил и Бога и Христа. В России иное понимание Евангелия.

Русские были христианами до своего обращения в христианство. Поэтому христианство распространилось в России не мечом, как у Карла Великого, а само, легко и быстро — избранием.

Можно сказать, что европеец — человек дела, а русский — человек души и сердца. И Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души.

И замечательно, когда неевропеец впервые приезжает в Россию, он бывает приятно изумлен и обрадован; а когда русский впервые приезжает в Европу — то он чувствует себя отрезвленным и разочарованным.

Русский человек — не одержим западным честолюбием и властолюбием: в глубине души он хочет угодить Богу, устоять пред Его лицом, а не пред человеками.

Эта русская братскость есть выражение веры и Царства Божия. Русский человек уверен — что любящий Бога будет любить и людей; и обратно. А любить — значит, уважать.

Русский человек — настолько укоренен в вечности, что способен наслаждаться настоящим мгновением. Для европейца характерно страхование жизни в страховых обществах; для русского — пренебрежение к скопидомству. Верным инстинктом русский чует, что капиталист — раб своего капитала и что жадность есть страх и безбожие. Отсюда же у русского — не историческое, а религиозно-метафизическое созерцание истории. В истории он стремится не ухватить все и все запомнить — а постигнуть религиозный смысл событий.

Русский человек творит свою историю религиозным ожиданием, сверхчеловеческою способностью страдать и терпеть. Поэтому русская культура есть метафизическая культура, а западная — техническая культура; и будущее принадлежит России.

Русский человек добр не из чувства долга, а потому, что это ему присуще, что он иначе не может. Это нравственность не рассудка, а сердца.

В России иное понимание Евангелия. У русского народа целый ряд христианских добродетелей является устойчивыми национальными добродетелями — христианство как бы врождено славянской душе. Русские были христианами до своего обращения в христианство. Поэтому христианство распространилось в России не мечом, как у Карла Великого, а само, легко и быстро — избранием.

Русское сердце было открыто не Ветхому, а именно Новому Завету. Так оно и осталось; в русской душе есть данные, делающие русского человека самым верным сыном Христа. Вот откуда русская национальная идея: спасение человечества придет из России.

Это самая глубокая и самая широкая национальная идея из всех, имеющихся у других народов.

Вальтер Шубарт. Европа и душа Востока (1938).

Угадай страну по иллюстрации.

Угадай страну по иллюстрации.




P.S. «К чему стремится нормальное общество»? (Из недавнего обзора американца.)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x