Скрипторий. Валаам.
Литература. 5 класс. Вводный урок.
03/09/2019
Петербургские зонтики
ОДНКНР 5 кл. СПб. Визитная карточка. Официальные и неофициальные символы СПб
10/09/2019
Show all

Всероссийский конкурс сочинений 2019 (Санкт-Петербург)

Всероссийский конкурс сочинений

Всероссийский конкурс сочинений

Всероссийский конкурс сочинений

15 апреля — 23 октября 2019 года


Предлагаемые направления всероссийских сочинений в Санкт-Петербурге

Ниже представлены НАПРАВЛЕНИЯ (ШИРОКИЕ ТЕМЫ). Узкую тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

Пример
Направление: «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году» («Человек-амфибия» А. Беляева);
Тема: «Из альбома Гуттиэре»;
Жанр: дневник.

Красным выделены тематические направления, которые учитель рекомендует седьмому классу.

  • Тематическое направление «Театр жив, пока у него есть зрители» приурочено к Году театра (Указ Президента России от 28 апреля 2018 г. №181) и предполагает несколько вариантов раскрытия: актуализация зрительского или актерского опыта автора сочинения; рассмотрение проблемы существования и востребованности традиционного театра в современном культурном пространстве, формируемом цифровыми технологиями; размышления о будущем театра.
  • Тематическое направление «Химия – это область чудес» приурочено к Международному году периодической системы Д.И. Менделеева, однако может рассматриваться шире и включать в себя как максимально широкое содержание, связанное с вопросами настоящего и будущего развития науки, так и рассмотрение более локальных проблем, таких как изучение химии в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.
  • Тематическое направление «Бессмертие народа – в его языке», посвященное Международному году языков коренных народов, напротив, не предполагает общих рассуждений о значении языка в жизни человека. В сочинениях, написанных в рамках этого тематического направления, хотелось бы увидеть прежде всего обращение к проблемам существования и функционирования языков коренных народов России, к конкретному краеведческому, этнокультурному и литературно-фольклорному материалу.
    (Можно написать об особенностях петербургского говора («парадная», «греча» и т.п.), но при этом не забыть о пафосе заявленного направления. — Я. А. Г.)
  • Тематическое направление «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2019 году мы отмечаем юбилеи А.Н. Радищева (270 лет со дня рождения), И.А. Крылова (250 лет со дня рождения), И.И. Козлова (240 лет со дня рождения), А.С. Пушкина (220 лет со дня рождения), Н.В. Гоголя и А.В. Кольцова (210 лет со дня рождения), Я.П. Полонского (200 лет со дня рождения), Г.П. Данилевского (190 лет со дня рождения), К.Л. Хетагурова (160 лет со дня рождения), З.Н. Гиппиус (150 лет со дня рождения), П.П. Бажова (140 лет со дня рождения), А.А. Ахматовой и Н.Н. Асеева (130 лет со дня рождения), Ю.К. Олеши, В.В. Набокова, А.П. Платонова, И.Л. Сельвинского, Л.М. Леонова и А.А. Суркова (120 лет со дня рождения), А.И. Шарова (110 лет со дня рождения), Д.А. Гранина, Н.И. Глазкова, Мустая Карима и К.Д. Воробьева (100 лет со дня рождения), Ф.А. Искандера, В.М. Шукшина, И.П. Токмаковой (90 лет со дня рождения). В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.
  • «Книга – это товарищ, это верный друг» посвящено юбилеям литературных произведений: 190 лет со дня первой публикации повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; 160 лет с момента первой публикации романов И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», написания и первой постановки драмы А.Н. Островского «Гроза»; 150 лет с момента завершения полной публикации романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; 120 лет со дня первой публикации рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»; 90 лет с момента первой публикации сказки К.И. Чуковского «Айболит»; 80 лет с момента первой публикации сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (60 лет с момента публикации второй версии сказки), повестей А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сборника К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 60 лет с начала публикации «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского; 50 лет со дня первой публикации повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Формулировка «Книга – это товарищ, это верный друг» предполагает прежде всего обращение к читательскому опыту участников Конкурса. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.
  • Тематическое направление «Экология стала самым громким словом на земле» предполагает рассмотрение в рамках ВКС-2019 сочинений участников конкурса «Вместе – ярче!». Работы участников конкурса «Вместе – ярче!» принимаются и оцениваются в рамках ВКС в общем порядке, предусмотренном Положением о ВКС-2019. Тематическое направление предполагает прежде всего поиск ответов на вопросы: почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте; почему для нашей страны с ее огромными территориями эта проблема особенно актуальна; может ли переход на чистые источники энергии (чистое топливо) изменить экологию; что важнее – удобства, которые предоставляет человеку современный транспорт, или безопасность среды обитания человека, какие компромиссы возможны в разрешении этой дилеммы, что может остановить глобальное загрязнение атмосферы и др.
  • Тематическое направление «Стражи и форпосты России» приурочено к подготовке празднования 500-летия Тульского кремля (Указ Президента №599 от 10.11.2016) в 2020 году. Несмотря на то, что тема, на первый взгляд, представляется довольно локальной и интересной главным образом для обучающихся из Тульской области, она имеет большой потенциал и для других участников конкурса, проживающих в разных регионах России. Возможные варианты раскрытия темы: роль и значение Тульского кремля и Большой засечной черты в истории становления Российского государства; Тульский кремль как символ обороны государства; история оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства; историко-культурное значение русских кремлей; охрана и восстановление памятников истории и культуры в российских городах.
  • Тематическое направление «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» посвящено двум юбилейным датам: 70-летию учреждения Международного дня защиты детей (учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин) и 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современном мире придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.
  • Тематическое направление «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» предполагает размышления над вечной проблемой соотношения разума и чувств, мудрости и нравственности, науки и этики. Сочинения в  рамках этого тематического направления могут быть, в частности, основаны на литературном, историческом, биографическом материале.

Что будет оцениваться в конкурсной работе

  1. Содержание сочинения.
    • соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса;
    • формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность);
    • полнота раскрытия темы сочинения;
    • соответствие содержания теме сочинения;
    • использование литературного, исторического, фактического, научного материала, соответствующего тематическим направлениям Конкурса.
  2. Выражение в сочинении авторской позиции.
  3. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра.
  4. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения.
    • цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения;
    • богатство лексики;
    • разнообразие синтаксических конструкций;
    • уместное использование / неиспользование изобразительно-выразительных средств языка;
    • уместное и грамотное употребление цитат, афоризмов, пословиц;
    • соответствие стиля сочинения художественному замыслу;
    • точность и ясность речи.
  5. Грамотность сочинения.
  6. Общее читательское восприятие текста сочинения.

Жанры конкурсных работ

2.1. Рассказ:

  1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
  2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
  3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

2.2. Сказка:

  1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
  2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
  3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

2.3. Письмо:

  1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
  2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

2.4. Дневник:

  1. Совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты.
  2. Жанр художественной литературы, произведение, написанное в виде небольших, обычно датированных заметок о событиях в жизни героя, его чувствах и мыслях. Особенность дневника как бытового письменного жанра – предельная искренность.

2.5. Заочная экскурсия:

  1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
  2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

2.6. Очерк:

  1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
  2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
  3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

2.7. Репортаж:

  1. Репортаж – это жанр информационной журналистики, который главной своей целью имеет передачу актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора. Это помогает создать у читателя впечатление, что он сам присутствует в процессе развития событий, видит все описанное в репортаже.
  2. Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.

2.8. Слово:

  1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
  2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.
  3. В древнерусской литературе — название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

2.9. Эссе:

  1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
  2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
  3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
  4. В современном литературоведении — очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

2.10. Рецензия – отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики, выражающий отношение рецензента к исследуемому произведению.

БЛАНК РАБОТЫ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

 ПОЛОЖЕНИЕ о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений ЗДЕСЬ.

Вопросы можно задавать в комментариях к этому посту или в ЛС.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алина
Алина
15/09/2019 15:32

Здравствуйте, можно например сначала написать кратко о биографии, а потом начать раскрыть тему.

Яна Александровна
Яна Александровна
15/09/2019 18:32
Ответить на  Алина

Алина, работы уже сданы.
Можешь написать сочинение как обычное домашнее задание.