Поговорка – цветочек, пословица – ягодка
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка (урок в 6 классе)
09.09.2021
Ладыженская. 6 класс. Словарные слова
Словарные слова. Учебник 6 кл. (Баранов/Ладыженская). Упр. 13.
10.09.2021
Show all

Программа «Язык. Культура. Жизнь»: награды и рецензии.

"Язык. Культура. Жизнь" — победитель конкурса "За нравственный подвиг учителя" (2020)

"Язык. Культура. Жизнь" — победитель конкурса "За нравственный подвиг учителя" (2020)

В Петербурге наградили победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В четверг, 26 ноября, в Александро-Невской лавре состоялась торжественная церемония награждения победителей Санкт‑Петербургского регионального этапа XIV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Лауреатов и победителей конкурса поздравили заместитель председателя Комитета по образованию начальник Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Андрей Финагин и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт‑Петербургской Епархии, иерей Илия Макаров.

В этом году первое место было присуждено Я.А. Гайдуковой (ГБОУ СОШ №362 Московского района), представившей на конкурс работу: «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь». Как отметили эксперты, эта работа – не только в этом году, но и одна из лучших, участвовавших в конкурсе на протяжении всей ее истории. Она полностью соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, актуальна и, что самое главное, содержит подробное описание практического опыта педагога, который средствами церковнославянского языка выстраивает систему духовно-нравственного воспитания. Кроме того, в работе показано, как говорить с детьми на сложные темы и через культуру рассматривать с ними мировоззренческие вопросы.

<…>

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания  и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» проводится уже 15 лет. Все чаще и чаще в конкурсе участвуют работы, которые представляют собой не столько обобщение педагогического опыта, сколько новое научно-практическое изыскание. В Санкт‑Петербурге, как в городе федерального значения с особым исторически сложившимся статусом культурной столицы конкурс «За нравственный подвиг учителя» проходит не в два этапа, как в регионах, а в один, при этом минуя первый.

Администрация Санкт-Петербурга. Официальный сайт.(27 ноября 2020)

"Язык. Культура. Жизнь" — победитель конкурса "За нравственный подвиг учителя" (2020)

«Язык. Культура. Жизнь» — победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2020)




Рецензии на программу внеурочной деятельности «Язык. Культура. Жизнь».

Рецензия №1

Рецензия на рабочую программу по внеурочной деятельности «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь», разработанную учителем ГБОУ средней общеобразовательной школы № 362 Московского района Санкт-Петербурга Гайдуковой Яной Александровной

 Рецензируемая работа Яны Александровны Гайдуковой представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности, в основе которой лежит идея чтения со школьниками Библии на церковнославянском языке. Аргументируя актуальность данной разработки, автор справедливо отмечает, что современные дети практически не знают библейских текстов. Даже тех из них, кто ходит в храм и регулярно слышит там слова Священного Писания, может отпугнуть церковнославянский язык, оставить текст непонятным. При этом далеко не все родители могут помочь своим детям в понимании текста, даже если захотят.

В широком образовательном контексте незнание, непонимание Библейской традиции закрывают перед человеком понимание смысла и глубинных основ культурной жизни, литературного наследия и истории Отечества, всей мировой культуры и истории. Поэтому, действительно, актуальность и востребованность данной программы несомненна как в контексте светского образования, так и в процессе церковного воспитания.

Изучение Библии и церковнославянского языка обычно предлагается в программах детских воскресных школ, а также катехизаторских курсов для взрослых. В общеобразовательной школе знакомство с Библейской традицией предполагается на уроках «Основы православной культуры» в 4-ом классе. Однако по-настоящему актуальным это знакомство может оказаться именно в подростковом возрасте, когда взрослеющие дети начинают задумываться о смысле жизни. Уникальность программы «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь» состоит, в частности, в обращенности к подростковой светской аудитории.

К сожалению, современная школьная программа не предусматривает изучение церковнославянского языка ни на одном предмете. Таким образом, предлагаемая внеурочная деятельность «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь» оказывается прекрасной возможностью для заинтересованных учеников познакомиться и с языком, и с библейской традицией.

Совершенно очевидно, что неподготовленным ученикам текст Библии окажется сложным для восприятия. Автор рецензируемой программы предлагает комплексное решение этой проблемы. Во-первых, на занятиях внеурочной деятельности осуществляется медленное чтение, с обсуждением каждого стиха. Во-вторых, в программе подобран разнообразный иллюстративный материал: наряду с иконами, картинами и произведениями церковной гимнографии (тропари и пр.), предлагаются и современные произведения, причём на разных языках и в разных жанрах. В результате у ребёнка постепенно складывается ощущение, что Библия — это понятно, Библия — это современно, Библия — ключ к пониманию европейской культуры.

Огромным достоинством представляемой на конкурс программы является ее доступность для использования практически любым учителем русского языка и литературы. Автор программы предлагает учителям-словесникам обучать желающих детей церковнославянскому языку, с которым сами педагоги когда-то знакомились на филологических факультетах. При этом даже если учитель не имеет навыков чтения по-церковнославянски, он может быстро освоить правила чтения: в программе Яны Александровны Гайдуковой имеются ссылки на соответствующую библиографию.

Конечно, для реализации программы другому учителю потребуется масса дополнительных материалов: «нарезанные» фрагменты фильмов, «скаченные» песни, подготовленные субтитры… Щедрой рукой автор программы дарит коллегам готовые материалы, которые  доступны онлайн: не надо ничего искать или покупать! Достаточно во время урока зайти на сайт составителя Outchitel.ru и включить записи детям. Более того, по каждой теме есть конкретная ссылка, нужные материалы не надо искать в ворохе разных записей/файлов (как это нередко бывает на подобных сайтах). Материал к программе размещен систематично и прозрачно, доступно и удобно.

Автор программы позаботился и о тех коллегах-педагогах, кто не имеет возможности изучать многочисленные источники по богословию, библеистике, истории церковнославянского языка… Я. А. Гайдукова предлагает «шорт-лист» библиографии, где собрано все самое необходимое.

Следует отметить, что разработанные в программе «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь» материалы и идеи, выходят далеко за рамки внеурочной деятельности для 7 класса. Они могут быть использованы, например, на уроках литературы, или частично на уроках ОПК, а также в воскресных школах — везде, где изучаются библейские сюжеты.

Поскольку автор программы является учителем русского языка и литературы, то она подбирала произведения для внеурочной деятельности как раз по мере прохождения этих произведений на уроках литературы. Поэтому представленную программу удобно также интегрировать в программу по литературе 6-7 классов.

Весьма ценно, что благодаря предложенной программе внеурочной деятельности современные школьники смогут по-настоящему обратиться к 700-летнему сокровищу отечественного наследия – древнерусской литературе, которая почти не изучается в школе. Не изучается именно потому, что непонятен церковнославянский (древнерусский) язык, на котором она написана, а также непонятен сам смысл, полностью основанный на библейской традиции.

Принципиально важно, что несколько занятий в программе «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь» посвящены Страстям Христовым и Светлому Христову Воскресению – тому, что является центральным для понимания сути христианства.

В конечном итоге представленная программа блестяще выполняет одну из главных задач данного курса — показать воздействие силы Слова Божия на разные сферы человеческой жизни.

Таким образом, рабочая программа по внеурочной деятельности «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь», разработанная учителем Гайдуковой Яной Александровной, являет собой несомненно актуальную разработку, предлагает широкие возможности для использования педагогических наработок автора другими учителями. На наш взгляд, проект отвечает основным целям и требованиям конкурса «За нравственный подвиг учителя» и заслуживает высокой оценки.

24 марта 2020 г.

Доцент АППО СПБ,

методист Центра духовной культуры и образования Красногвардейского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии,

методист Информационно-методического центра Красногвардейского района,

к.ф.н. Н. Э. Юферева


Рецензия №2

На рабочую программу по внеурочной деятельности «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь», разработанную учителем ГБОУ средней общеобразовательной школы № 362 Московского района Санкт-Петербурга Гайдуковой Яной Александровной

 В наше время проблема развития культурной и национальной идентичности занимает важное место в образовательном процессе. Введенные культурологические учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» во многом способствуют данному процессу, в том числе, при изучении Библии, которая может и должна стать примером формирования жизненного опыта человека. При этом учителя сталкиваются с проблемой незнания детьми библейских текстов: младшие школьники, посещающие занятия в воскресной школе, более или менее знакомы с сюжетной линией Библии; старшеклассники, интересующиеся проблемами становления мировоззрения, довольно часто в последнее время обращаются к данному источнику; а такая возрастная категория, как подростки, к сожалению, оказываются в некой информационной и мировоззренческой нише. Проблемой зачастую оказывается и церковнославянский язык, на котором может происходить знакомство с Библией, например, в храме: его непонимание отпугивает подростков, при этом ни родители, ни учителя зачастую не могут выступить в роли помощников. Одновременно и сам текст Библии оказывается непонятным для всех участников образовательного процесса.

Рецензируемая программа Гайдуковой Я.А. для семиклассников и призвана частично решить названные проблемы. Особенно важным и интересным является подбор иллюстративного материала, причём это не только иконы/тропари/картины, но и современные произведения, в том числе, на разных языках и в разных жанрах. Наиболее ценным в программе представляется доступность в системе онлайн, достаточно зайти на сайт составителя Outchitel.ru и включить записи школьникам.

Данные материалы носят метапредметный характер, выходят за рамки одной рабочей программы внеурочной деятельности. Их можно использовать как на уроках литературы, так с другими программами, на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, ОПК, и в воскресных школах — то есть везде, где так или иначе изучаются библейские сюжеты. Автор работает учителем литературы в 6-7 классах, поэтому все произведения подобраны с учетом изучения их школьниками. Есть «шорт-лист» библиографии, где собрано самое необходимое.

Считаю, что данная программа заслуживает самой высокой оценки и может быть представлена на конкурс.

 Доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Л.А. Немчикова

24 марта 2020 г.


В организационный комитет Санкт-Петербургского (городского) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2020 году

Рецензия №3

На рабочую программу «Библия на церковнославянском. Язык. Культура. Жизнь» представленную на конкурс «За нравственный подвиг учителя» в 2020 году в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», выполненную учителем государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 362 Московского района Санкт-Петербурга Гайдуковой Яной Александровной.

Представленная на конкурс работа представляет собой рабочую программу по внеурочной деятельности, главной идеей которой становится чтение со школьниками Библии на церковнославянском языке. Автор совершенно верно подмечает, что в образовательном процессе Священное Писание практически полностью исключено и современные дети не знают Библии. Соответственно, перед ними остаются закрыты и не понятны глубинные основы культурной жизни, литературного наследия и истории Отечества.

Зачастую в этих темах плохо разбирается и сам педагог, тем самым возникает ситуация, что школьники даже не представляют, чего именно они не знают. Поэтому можно без преувеличения сказать, что данный проект собрал едва ли не уникальный опыт организации знакомства подрастающего поколения с внутренней основой традиционной русской культуры.

Важно подчеркнуть, что программа ориентирована на учащихся 7-х классов, т.е. на подростков, вполне созревших к постановке и решению религиозных проблем. Автор стремится максимально облегчить им знакомство с библейским текстом, раскрыть его внутреннюю логику и красоту ярких культурных образов. Тем самым снимается вполне объективно существующий в наше время барьер, когда Писание представляется чуждым по языку, а Церковь – устаревшим и отжившим социальным институтом.

Изучение церковнославянского языка позволит учащимся развить свои лингвистические навыки, ощутить сопричастность с народным сознанием, которое в течение столетий формировалось на его основе. Формируемые на базе этого курса навыки помогут школьникам лучше осознать методику изучения любого иностранного языка. Историко-культурная составляющая, несомненно, будет полезна для лучшего усвоения курсов литературы, истории, обществознания и других.

Следует особо отметить, что в программе достойно представлены и произведения как классической русской литературы, так и современной общемировой культуры. Активно привлекаются и иноязычные источники. Тем самым учащиеся развивают свой кругозор, художественный вкус и наглядно постигают вневременную актуальность библейских сюжетов.

Большое значение предлагаемая программа образовательной дисциплины имеет и для духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает перед ними систему христианских ценностей, учит пониманию того, что мир и человек изначально задуманы гармонично, без лжи, боли и смерти, и трагические изменения, вызванные грехопадением человека, неестественны. Некоторые уроки знакомят учащихся с современной жизнью Церкви в утренних и вечерних богослужениях,  таинствах, особенно в Крещении и Евхаристии.

Отличительной особенностью представленной программы является и то, что она выполнена на современном техническом уровне, материал уроков предполагает активное использование мультимедиа и интернет технологий. Большая часть материала уже скомпонована автором на электронном ресурсе (http://outchitel.ru/biblia/) и легко доступна для любого желающего посредством Интернета. Наблюдения за подростками, уже прослушавшими данный курс, показывают то, что автору удалось создать интересную и полезную для их дальнейшего образования программу.

Представленная работа может быть полезна для учащихся общеобразовательных начальных и средних школ. Опыт по её реализации поможет в работе не только преподавателям ОРКСЭ и ОДНКНР, но и всем педагогам предметов гуманитарного цикла.

18.03.2020                                                                     

Директор ЦДКиО  иер. Герман Каптен

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x